Авиабанкротство: первым делом пассажиры, но а денежки за топливо – потом…

30.10.2017

Авиабанкротство: первым делом пассажиры, но а денежки за топливо – потом…
Корреспонденты «КП» изучили, как за рубежом помогают проблемным авиакомпаниям и их пассажирам

Мы уже привыкли к тому, что авиакомпании в России умирают громко. С тысячами пассажиров, застрявших в аэропортах. С десятками тысяч людей, которые не понимают, что им теперь делать с уже купленными билетами. С заседаниями штабов разных ведомств, новости с которых напоминают сводки с фронта. С проверками Генпрокуратуры и вмешательством Следственного комитета. С громкими заявлениями и требованиями навести наконец порядок и призвать к ответу...

Так было с «ВИМ-Авиа», объявившей в сентябре, что у нее больше нет денег на полеты. Примерно так же два года назад закончила летать «Трансаэро».

За это время в западных странах обанкротился не один десяток авиакомпаний. Удивительно, но пассажиры в большинстве случаев не испытали особых неудобств. А зачастую и вообще ничего не заметили: перевозчики-банкроты благополучно продолжили летать. «КП» решила изучить зарубежный опыт.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: О КЛИЕНТАХ ПОЗАБОТИЛИСЬ ЗАРАНЕЕ

Monarch Airlines, пятая по величине авиакомпания Соединенного Королевства, объявила о несостоятельности буквально сразу за «ВИМ-Авиа». Последствия могли быть похожими - Monarch Airlines тоже летала на популярные курорты, и на момент прекращения полетов за рубежом оставалось более 100 тысяч ее пассажиров. Но управление гражданской авиации Великобритании следило за развитием событий и к такой ситуации успело подготовиться - заранее зафрахтовало более 30 самолетов у разных авиакомпаний. На них немедленно и стали вывозить пассажиров.

- Процесс прошел без существенных задержек рейсов, - констатирует Денис Матюхин, генеральный директор агентства делового туризма «Аэроклуб». - А в самой авиакомпании была оперативно введена внешняя администрация из профессиональных аудиторов, которые занялись организацией продажи ее активов.

ИТАЛИЯ: БАНКРОТ ЛЕТАЕТ ПО РАСПИСАНИЮ

Разговоры о банкротстве «Алиталии» ведутся уже более 10 лет. В 2008 году компанию спасло государство. В 2014-м подключились дубайцы из Etihad Airways, понадеявшиеся вернуть итальянскому перевозчику прибыльность, но не преуспевшие в этом. Новый виток скандалов начался этой весной. В «Алиталии» было введено внешнее управление. Государство выделило ей на «поддержание штанов» сначала заем в 600 млн. евро, а потом еще 300 млн. Параллельно идет поиск покупателя. Любого. Лишь бы сохранить бренд и итальянский триколор на фюзеляже. Собственный авиаперевозчик для страны - вопрос престижа. «Алиталия» перевозит руководство страны, сборную по футболу и Папу Римского. Пока вопрос о продаже отложен на весну 2018 года - тогда у Италии будет новое правительство, ему и перейдет эта головная боль.

Но, даже находясь на волоске от кончины, «Алиталия» вошла в тройку самых пунктуальных авиакомпаний Европы. За первую половину этого года 84% всех ее самолетов приземлялись точно по расписанию. Даже у пунктуальных немцев из «Люфтганзы» этот показатель составляет лишь 80%.

США: КРЕДИТОРЫ ПОДОЖДУТ

Банкротство авиакомпаний для Соединенных Штатов - дело привычное. Через эту процедуру в разные годы прошли даже такие крупные перевозчики, как Delta и American Airlines. Американское законодательство предусматривает в том числе и меры по защите компании-банкрота от кредиторов. На определенный срок запрещается предпринимать любые действия по взысканию с нее долгов и аресту имущества. Предприятие, объявив себя банкротом, может продолжать работать, выполнять обязательства перед клиентами. И одновременно проводить реорганизацию. Логика простая: с закрывшейся компании бюджет ничего не получит. А встряхнется она и продолжит работать - это и налоги, и рабочие места. Да и кредиторам больше достанется, если немного потерпят.

Преимуществами главы 11 закона о банкротстве, где прописан этот механизм, с 1980 года воспользовались 19 американских авиакомпаний, пять из них - дважды. Не всем это помогло. Нет больше, например, знаменитой когда-то Pan American. А вот у Delta и American Airlines самолеты и после объявления о банкротстве продолжали летать, а кризис удалось преодолеть.

ЗАТО ОНИ БАСТУЮТ!

Конечно, не стоит преувеличивать отсутствие проблем у западных авиапассажиров. Помню, как несколько раз мы с мужем делали выбор в пользу родного «Аэрофлота» только потому, что альтернативная европейская компания, у которой и цены были пониже, постоянно бастовала - персонал отстаивал свои зарплаты. А наши-то не бастуют.


Чему у них можно поучиться?

Чему у них можно поучиться?

Источник:https://www.kp.ru/daily/26750.5/3779757/


Декабрь 2017
ПнВтСрЧтПтСубВс
27
28
29
30
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
выбрать даты публикаций