Проект Минтранса для авиакомпаний — «странный и грозит сбоями»

23.10.2018

Проект Минтранса для авиакомпаний — «странный и грозит сбоями»
В случае с требованием Минтранса РФ о локализации в России сервисов по бронированию авиабилетов речь не идет о полной приостановке работы — скорее, о возможных сбоях в работе, считает коммерческий директор агентства делового туризма «Аэроклуб» Севара Сабирова.

«Изначально условия для авиакомпаний предполагались более жестким и не подразумевали возможность работы с иностранными GDS. Сейчас речь идет о создании инвенторных систем с серверами на территории России и локальным юрлицом. По сути, и Amadeus, и Sabre могут открыть здесь такие вычислительные центры, но на это потребуются существенные инвестиции и время, которого до 2020 года может не хватить. Вопрос, насколько важен для иностранных GDS российский рынок, и захотят ли они в него инвестировать, учитывая политическую повестку.

Еще одной альтернативой мог бы стать переход на новую GDS, разработанную Ростехом, Национальную систему бронирования (НСБ). Сейчас она обслуживает одну авиакомпанию — „Азимут“. Однако переход с одной системы на другую — это тоже очень сложный процесс, в частности, S7 сейчас запустила переход из SITA в Amadeus, и он займет длительное время. И надо отдавать себе отчет, что НСБ не располагает ни тем функционалом, который требуется крупнейшим игрокам рынка, ни производительностью и емкостью. Прогнозировать как ситуация повлияет на работу с иностранными авиакомпаниями-партнерами, пока сложно», — считает эксперт.

По словам директора по развитию бизнеса КРОК Облачные сервисы Максима Березина, основной риск заключается в том, что западные авиакомпании и пассажиры не смогут бронировать билеты на внутрироссийские маршруты, если эти сервисы бронирования не будут локализованы.

«Один из вариантов выхода из ситуации — российские системы бронирования возьмут на себя нагрузку в части обработки запросов на локальные перелеты и будут интегрированы с западными системами. Если же потребуется полная локализация информационных систем в России, то в качестве площадок для размещения баз данных и ИТ-систем могут выступить российское облако или ЦОД. Например, для ряда зарубежных компаний мы проводили миграцию данных и бизнес-критичных в облако и ЦОД КРОК незаметно для конечных пользователей в соответствии со специально разработанным планом. Такая практика предусматривает поэтапное переключение нагрузки на облачные ресурсы и не требует полной остановки бизнеса».

Что касается юридической стороны дела, то с этой точки зрения планы Минтранса по переносу не только всех серверов бронирования билетов и регистрации на рейс, но и соответствующих баз данных на территорию РФ с 1 января 2020 года (т. е. фактически через один год) на основе подзаконного акта выглядят по меньшей мере странно — и содержательно, и во временном аспекте, считает руководитель аналитического отдела Адвокатского бюро «Прайм Эдвайс», к. ю. н., действительный член Королевского института арбитров (Fellow of CIArb, London) Татьяна Терещенко.

«Во-первых, невозможно игнорировать тот факт, что крупнейшие российские авиакомпании пользуются услугами иностранных провайдеров и выполняют перевозки в том числе как члены международных альянсов. Полномочия Минтранса ограничены и распространяются только на российских юридических лиц. Это ставит российские авиакомпании (которые обязаны выполнять требования национального регулятора) в заведомо неравное положение по сравнению с иностранными провайдерами (на которых требования Минтранса не распространяются). Помимо этого, ни для кого не секрет, что информация превратилась практически в «новую нефть», объем которой колоссален, а обработка и результаты аналитики требуют существенных финансовых вложений. Поэтому один год для реализации соответствующих требований нереалистичен в любом случае.

Во-вторых, большие данные, в которые в том числе входят и базы данных, являются так называемыми прорывными технологиями, детальной и хорошо продуманной правовой базы регулирования которых в настоящее время в Российской Федерации не существует. В программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р, не случайно отмечено, что модернизация законодательства должна проходить поэтапно. Образно говоря, сначала необходимо разобраться с регулированием баз данных на уровне законов, затем уточнять те или иные вопросы на отраслевом уровне посредством подзаконных актов. Кроме того, воплощать цифровизацию в отрыве от международного сотрудничества и опыта неэффективно.

В-третьих, тот формат, в котором Минтранс предлагает реализацию своих планов, наводит на мысль о том, что Всемирный банк в своем докладе «Конкуренция в цифровую эпохе» совершенно верно отметил, что в России не преодолены такие барьеры, как структурные недостатки в экосистеме цифровой трансформации, ограниченный доступ к рынкам капитала, нестыковки в управлении данными на межведомственных уровнях. В этом смысле проект постановления Минтранса, как представляется, не позволяет обеспечить конкурентность бизнес-среды и создать эффективное нормативное регулирование. А это противоречит целям цифровой стратегии".

Источник: https://regnum.ru/news/economy/2505342.html 
Ноябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСубВс
29
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01
02
выбрать даты публикаций