Билет на свободу

12.05.2020

Билет на свободу
Закрытые из-за пандемии границы, замороженное авиасообщение и падение рубля подкосили туристический бизнес. Forbes Woman поговорил с соосновательницей регаты, владелицей экскурсионного бюро и директором агентства делового туризма о том, что они делают сейчас и что ждет их (и нас) в обозримом будущем

Пора признать: сорваться на ретрит на Бали или махнуть на выходные в Прагу нам вряд ли удастся в краткосрочной перспективе. Согласно исследованию компании Wanta Group, жители российских городов-миллионников считают, что смогут отправиться в отпуск не ранее чем через полгода после отмены режима самоизоляции. В основном соотечественники готовы искать доступный досуг в соседних регионах, ориентируясь в первую очередь на регионы с морем, горами, озерами и другими природными достопримечательностями (Валдай, Селигер, Ильмень и т. д.). Туристические компании тоже делают ставку на внутренние направления. Как сегодня выживает турбизнес? Три предпринимательницы рассказали об убытках, перестройке и планах на будущее.

Юлия Липатова, генеральный директор агентства делового туризма «Аэроклуб»

Основное направление нашего бизнеса — организация командировок для корпоративных клиентов. Бронирование билетов, отелей, визовая поддержка — полный цикл. Все наши услуги максимально автоматизированы: порядка 60% операций происходят в онлайне без участия наших сотрудников, автоматически учитываются тревел-политика клиентов, анализируются и оптимизируются бюджеты, обеспечивается цифровая отчетность по командировкам. Второе направление бизнеса связано с организацией деловых мероприятий в России и за рубежом.

Первый удар был связан с деловыми поездками за границу, причем это происходило намного быстрее закрытия границ. В начале марта падение спроса на международные направления составило порядка 30—40%, а к середине месяца уже достигло 100%. При этом отрасль начала проседать и по внутренним направлениям: в марте спрос на деловые поездки представителей бизнеса по России сократился на 65%. На текущий момент мы сохраняем не более 5% бизнеса, связанного с организацией командировок. Он поддерживается преимущественно за счет направлений, связанных с добычей и обработкой природных ресурсов: например, Новый Уренгой, Южно-Сахалинск, Ханты-Мансийск, Нижневартовск. Незначительную деловую активность сохраняют и представители таких индустрий, как телеком, ретейл, консалтинг, FMCG. С апреля полностью встала и MICE-индустрия.

В 2019 году наш оборот составил 30,7 млрд руб. Конечно, никто не ожидал такой обвальной ситуации в бизнесе, когда обороты компании упали практически до нуля.

Главное, что за время кризиса мы не потеряли свой основной капитал — наших клиентов. А это более тысячи крупнейших российских и зарубежных компаний, среди которых «Сибур», «Русал», «Яндекс», McDonald's, «МегаФон», Volvo, Imperial Tobacco, Merz, Pepsico и другие. Это дает нам уверенность, что компанию ждет пусть постепенное, но гарантированное восстановление деятельности в прежних объемах и дальнейший рост.

Спасаем себя сами. В первую очередь это колоссальная работа по сокращению затрат. Наша главная цель — сохранить команду. Непростым, но, на мой взгляд, единственно верным решением был перевод абсолютно всех сотрудников, от топ-менеджеров до линейного персонала, на режим сокращенной рабочей недели с пропорциональным сокращением оклада.

Также еще до официального введения режима самоизоляции мы перевели 100% сотрудников, причем не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге и Владивостоке, на дистанционную работу — да, мы не сократили арендные площади, но можем экономить за счет офисной канцелярии, на услугах клининга, электроэнергии, печати и обслуживании техники и прочих ежедневных и весьма существенных офисных затратах.

Огромная работа была проведена и с нашими клиентами, и мы говорим спасибо каждому из партнеров, кто заблаговременно погасил задолженность, перешел на авансовую схему взаиморасчетов, сократил период отсрочки платежа, компенсировал наши потери от неиспользуемого ресурса транзакционных сотрудников.

Я абсолютно убеждена, что бизнес должен быть в постоянном движении, экспериментировать, развиваться — даже в кризис. Как ни странно это прозвучит, но сейчас у нас есть для этого все возможности. На фоне спада операционной активности у нас появился уникальный шанс сфокусироваться на том, что откладывалось так давно, до чего не доходили руки и на что вечно не хватало времени. Сейчас мы сделали ставку на разработку новых продуктов и проектную деятельность. Это и IT-проекты в области Big Data и искусственного интеллекта, и персонализация сервиса для путешественников. Одним из фокусов стал масштабный проект по трансформации сервиса.

Как и многие бизнесы, мы учимся работать в онлайне — в частности, наше MICE-подразделение запустило свой онлайн-продукт для организации мероприятий и уже провело на этой платформе конференцию на 900 человек для крупного международного бренда из индустрии продуктов питания.

Думаю, что при позитивном сценарии восстановление индустрии бизнес-тревел займет не менее шести месяцев, при негативном — не менее года. После чего последует неизбежный рост. Я абсолютно не верю, что люди втянутся в совещания по Zoom и перестанут летать. Напротив, после выхода из кризиса большинство из нас будет использовать для этого любую возможность. Ценность личного контакта с коллегами, переговоров лицом к лицу с клиентами и поставщиками не заменят никакие технологии дистанционного общения.

Нина Синицына, сооснователь «Дружеской регаты»

Вместе с мужем мы занимаемся организацией парусных путешествий по всему миру, один из любимых и основных продуктов — семейные смены с детьми.

В марте границы закрыли и наш бизнес остановился. Поэтому сейчас мы оказались в ситуации, когда у нас нет поступлений, а все деньги мы вложили в оборот бизнеса, который заморозился. Оборот в 2019 году составил 750 000 евро. На этот год у нас были большие планы, и начало его было очень оптимистичное: мы начали с путешествия на Карибы, пересекли Атлантический океан. Хорошо, что успели до тотального закрытия.

Офис у нас виртуальный, мы давно работаем на удаленке. С сотрудниками мы договорились, что пока платим столько, сколько можем. Клиенты тоже пошли навстречу в этой ситуации. К счастью, за те шесть лет, что мы существуем на рынке, у нас сложилось очень лояльное сообщество людей, которые с нами не один год. Мы общаемся с каждым участником, пока все нас поддерживают и с пониманием относятся к ситуации.

Как правило, наши клиенты — это обеспеченные люди, в основном новички в яхтинге, либо те, кто уже ходил сами и хочет показать безопасный и интересный яхтинг своей семье. Все запланированные на 2020 году семейные программы — в Исландии, Италии и Франции — мы перенесли на 2021 год. Чтобы люди, которые уже сделали предоплату и согласились оставить депозит, смогли поехать в следующем году по той программе, которая была запланирована на этот. Майскую регату перенесли на сентябрь.

Чтобы выжить, мы ушли в онлайн. Запустили онлайн-квест «Твентин Карантино» для детей: они путешествуют виртуально по разным странам, разгадывают загадки, учатся работать с поисковиком и картами. Также мы проводим дни рождения с авторскими сценариями и сюрпризами. Еще мы сделали онлайн-магазин: все товары — одежда, декор, аксессуары — связаны с морем. Сейчас разрабатываем новые направления, например пишем план по Швеции. Хотим делать путешествия по России, но уже в совершенно новом формате.

Потребность в путешествии сохранится, мне кажется. Это одна из базовых потребностей — развитие, расширение кругозора, эмоциональная перезагрузка через перемену мест и проживание нового опыта.

Марта Агеева, сооснователь «Экскурс-бюро 1»

Последняя групповая прогулка у нас была 12 марта с французскими журналистами. Они до последнего думали, что их не выпустят, но прилетели в Москву. После этой экскурсии мы решили прекратить все туры — просто стало тревожно за здоровье гидов и клиентов. Первое время еще шли запросы на индивидуальные туры в Москве и Петербурге, так как театры, музеи и лектории закрывались, а развлечений всем по-прежнему хотелось.

Особенно много было запросов «хотим развлечь школьников, которые устали сидеть дома», но мы отказывали даже малым группам.

В целом упаднических настроений у нас не было. Мы в неплохом положении: нет расходов на офис (все семь лет работаем дистанционно), оборудование для экскурсий в собственности. С нескольких крупных проектов были отложены деньги «на развитие», их и тратим сейчас на зарплаты дизайнерам, SMM-специалистам, менеджерам. Все наши гиды работают проектно и без карантина знают, что если есть проект, то есть оплата, если нет, то нет. Поэтому все они имеют постоянное место работы, а у нас получают лишь дополнительный заработок.

В начале года было довольно много крупных проектов. На открытии нового терминала аэропорта Шереметьево мы проводили тур для гостей и членов Правительства Москвы, также у нас были индивидуальные клиенты из Германии, Франции и Англии с традиционно непростыми, но при этом хорошо оплачиваемыми запросами — от гонок на танках до разработки маршрутов «По Москве моей молодости» с организацией ретро-автомобилей и костюмов из прошлого. Недавние крупные заказы, которые были в начале этого года, позволяют чувствовать себя свободнее. Оборот у нас в среднем от 700 000 до 1 млн рублей в месяц, но с оговоркой на сезон — летом всегда цифры выше.

Конечно, лето 2020 для дорогих и эксклюзивных туров с индивидуальными клиентами или крупными компаниями мы уже потеряли. Не будет у нас клиентов из списка Forbes из разных стран и сложных сценариев для крупных российских корпораций или корпоративных прогулок для банков и брендов, как это обычно бывает.

Будем активно развивать внутренние прогулки для гостей и жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Мне кажется, экскурсии на воздухе в малых группах, для всех, кто никуда не уехал, будут актуальны. Такие путешествия из Москвы в Москву: ведь многие Рим, Париж и Лондон знают лучше, чем столицу.

На днях запускаем в продажу «Твой билет на свободу» — он будет стоить 500 рублей и действовать год с момента снятия карантина. По нему можно будет погулять на любой групповой прогулке из расписания. Невероятно приятно, что многие клиенты покупают сейчас индивидуальные туры и билеты с открытой датой, чтобы поддержать нас, хотя мы не просили об этом.

Несмотря на то, что я не очень люблю онлайн-формат, сидя дома, придумала проект «Экскурсии из окна». Например, из окна моего дома видно три вокзала, высотки — про них и буду рассказывать коротко в инстаграме. А потом попрошу подписчиков присылать их виды из окна и буду делать экскурсии по ним — это должно наполнить дополнительным смыслом бесконечное созерцание одного и того же пейзажа, который, мягко говоря, всех уже утомил. Также планирую сделать онлайн-школу гидов, после него устроим Всероссийский отбор гидов по скайпу и отберем к себе в команду лучших. Стараемся поддерживать связь с клиентами через соцсети, делаем серию образовательных материалов в инстаграм. Как Москва уже переживала пандемии? Как в XIX веке развлекали детей дома? Как развлекались взрослые — даем рецепты коктейлей, рассказываем про игры из прошлого.

Турбизнес ждет гибкость и борьба за клиентов. Думаю, будут скидки в отелях, музеях, совместные акции и коллаборации. И, конечно, все будем ориентироваться на внутренний рынок. Его давно пора встряхнуть по всей России.

Источник: Forbes Woman

Октябрь 2020
ПнВтСрЧтПтСубВс
28
29
30
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
01
выбрать даты публикаций