Командировки снова в моде

21.02.2022

Командировки снова в моде
Российский бизнес, несмотря на пандемию, восстанавливает объем командировок: по оценке авиакомпаний и отраслевых агентств, число перелетов по работе в 2021 году внутри страны вернулось к уровню 2019 года. Доля «Аэрофлота» в этом сегменте немного снизилась из-за активной конкуренции со стороны S7 и стремления компаний сэкономить на командировочных расходах. Перевозчики отмечают, что чаще других в командировки направляют представителей компаний ТЭК и госсектора.

Объем авиаперелетов по рабочей необходимости в России в 2021 году восстановился до уровня 2019 года, следует из данных большинства опрошенных “Ъ” перевозчиков и компаний, занимающихся организацией корпоративных перелетов. По оценке Союза агентств делового туризма (САД), полеты по работе составляют до 50% от всего пассажиропотока в РФ (128 млн человек в 2021 году). Только 10% из них приходится на агентства, занимающиеся корпоративными бронированиями (до 5,5 млн в 2021 году), три крупнейших — «Аэроклуб», «Випсервис» и Continent Express. Опрошенные “Ъ” игроки оценивают объем рынка деловых путешествий в РФ в 2019 году в 670–700 млрд руб., из которых расходы на перелет могут составлять 10–25%.

По оценке Союза агентств делового туризма, несмотря на восстановление пассажиропотока, большинство компаний делового туризма в 2021 году получили выручку в 80–85% от 2019 года.

В «Випсервисе» объем платежей за перелеты упал на 6% в сравнении с 2019 годом. В Continent Express полагают, что корпоративный сегмент восстановился в среднем на 50%: «По разным индустриям разная динамика — от 30% до 120%».

По данным «Аэроклуба», в 2021 году доля «Аэрофлота» на внутренних рейсах в объеме продаж деловых перелетов сократилась с 54% в 2019 году до 47%. S7 нарастил свою долю до 23%, а «Победа», занимавшая только пятое место в 2019 году, замкнула топ-3 с 6%. Те же показатели у Utair, за ним следуют «Уральские авиалинии» с 3%. На зарубежных направлениях доля «Аэрофлота» сократилась с 56% до 46%. На второй позиции — Turkish Airlines, ее доля выросла с 3% до 8%. На третьей строчке — Air Astana, за ней — Emirates. Самое значительное падение спроса — до десятого места — зафиксировано на рейсах Lufthansa, два года назад занимавшей вторую строчку.

В САД подчеркивают, что перетекание «спроса» обусловлено текущей разрешенной географией полетов и внутренним перераспределением внутри групп авиакомпаний. В Continent Express сокращение доли «Аэрофлота» объясняют тем, что в допандемийных бизнес-маршрутах лидировали Великобритания, США, Франция. Сейчас география полетов заказчиков сместилась на Юго-Восточную Азию, Африку, во многие локации «Аэрофлот» напрямую не летает. При этом в «Випсервисе» отмечают, что стабильность первой тройки выглядит долгосрочной: у многих корпоративных заказчиков подписаны договоры (в том числе напрямую с перевозчиком) со скидкой, «завязанной» на объем выкупленных билетов. Кроме того, у бизнес-пассажиров накоплены привилегии: мили, дополнительный багаж, VIP-залы и выбор места, что сдерживает их переход к конкурентам.

В «Аэрофлоте» “Ъ” сообщили, что отмечают положительный тренд на восстановление корпоративных перевозок к уровням 2019 года, но «влияние ограничительных мер по-прежнему присутствует». Основными прямыми заказчиками перевозчика остаются компании ТЭК: их доля, как и в 2019 году, составляет около 20%. Далее в тройке лидеров полностью восстановившийся госсектор (15%) и строительная отрасль (9%). «Мы наблюдаем увеличение продаж на 13% в возвратных и премиальных тарифах, где возврат возможен без дополнительной платы»,— уточнили в «Аэрофлоте». Там отдельно подчеркнули, что сравнение текущих зарубежных перевозок с показателями 2019 года необъективно из-за жестких ковидных ограничений на въезд в США, Германию, Францию. В Utair подсчитали, что корпоративные продажи в 2021 году выросли вдвое к 2020 году и «постепенно восстанавливаются до уровня 2019 года».

В S7 зафиксировали, что в 2021 году объемы корпоративных продаж почти на 30% превысили показатели 2019 года, в основном за счет новых клиентов.

Самые стабильные показатели по числу перелетов в S7 были у клиентов из отрасли строительства и добычи полезных ископаемых. Финансовый сектор и IT восстановили свои объемы лишь на 40%, указывают в S7. Доля возвратных тарифов среди корпоративных клиентов была и остается выше, чем у розничных пассажиров.

По данным «Випсервиса», средняя стоимость делового перелета даже выросла, следуя за общей тенденцией роста цен на авиабилеты: для эконом- и бизнес-класса на 11% в 2021 году к «среднему чеку» в 2020 году. По данным «Авиасейлс для бизнеса», средний чек на перелет экономклассом в одну сторону за границу в 2021 году составил 28,7 тыс. руб., а внутри России — 12,3 тыс. руб. В САД, не раскрывая сумм, считают, что билет бизнес-класса дешевле «допандемийного» на 10%. В Ozon Travel и OneTwoTrip долю бизнес-класса оценивают в 1% от корпоративных перелетов. «Если раньше в компании действовало правило по покупке билетов бизнес-класса для сотрудников при перелетах от четырех часов, то теперь эта планка переместилась на полеты от пяти часов и более. Многие компании значительно снижают количество бизнес-поездок и переходят на встречи в режиме zoom», говорит глава московского офиса Bain & Company Юрий Спекторов.

Хотя с начала пандемии 65% работодателей в РФ на регулярной основе перешли к использованию онлайн-форматов, по отраслям ситуация различна. Так, говорит управляющий директор кадровой компании UNITY Феликс Кугел, не могут отменить деловые поездки энергетические, промышленные и FMCG-компании. Также, по его словам, по-прежнему важны очные переговоры для топ-менеджеров из всех отраслей.

Источник: Коммерсантъ

Май 2022
ПнВтСрЧтПтСубВс
25
26
27
28
29
30
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
01
02
03
04
05
выбрать даты публикаций