«Мешала закрытость рынка»: проблемы российской индустрии бизнес-тревел по результатам исследования РБК

04.12.2019

«Мешала закрытость рынка»: проблемы российской индустрии бизнес-тревел по результатам исследования РБК

Низкая производительность труда, рост бюджетного дефицита российских субъектов, низкий уровень диверсификации экономики и ручное управление ключевыми вопросами по-прежнему мешают стабильному экономическому росту страны, говорится в отчете «Рынок бизнес-трэвел услуг России 2019» аналитической группы «РБК Исследования рынков», подготовленном при поддержке издания BBT Russia. 

По итогам 2019 года российская экономика вырастет всего на 1,1-1,6 %, пишут эксперты. Ожидаемый прирост ВВП России ниже, чем темпы роста мирового ВВП (около 3 %), что говорит об уменьшении доли российской экономики в мире. Предлагаемые правительством и государственными органами программы пока не предусматривают выхода на траекторию роста выше 3 % в ближайшие годы, констатируют аналитики. 

Международная обстановка продолжает ухудшаться, и России следует ожидать дополнительных внешних шоков. Торговые войны, потенциальное начало нового мирового кризиса, мощное давление на рынки развивающихся стран со стороны США (уже пострадали Турция, Аргентина, ЮАР и Россия), а также новые потенциальные санкции (возможно распространение запрета на приобретение российского госдолга западными компаниями, потенциальные санкции в отношении государственных банков) практически наверняка приведут к существенным колебаниям курса рубля и росту инфляции, из-за которого снижение ставки Центробанка РФ будет не таким быстрым, как ожидалось.

Тем не менее ситуация на рынке B2B-услуг, судя по ответам руководителей ведущих российских бизнес-тревел агентств в рамках исследования, остается стабильной, а большая часть TMC не испытывает дополнительных негативных эффектов — напротив, деловая активность крупного бизнеса растет. 

Согласно полученным данным, российский рынок делового туризма вырос в 2018 году на 15,3 % и составил 612 млрд руб., причем объем закупок услуг делового туризма компаниями с государственным участием составил 373 млрд руб. В 2019 году объем рынка бизнес-тревел в госсекторе, по оценкам «РБК Исследования рынков», составит около 420 млрд руб., и это на 170 млрд больше объема спроса частных компаний. Если макроэкономические тенденции будут сохранены, доля закупок в госсекторе и дальше будет увеличиваться. 

Большая часть рынка не охвачена услугами бизнес-тревел агентств, отмечают авторы отчета. На топ-10 игроков приходится всего около 15 % рынка по итогам 2018 года.

Кризис 2014-2018 гг. российские TMC пережили с потерями: обанкротились 26 туроператоров (часть из которых работала и с корпоративным сегментом), произошло несколько сделок слияния и поглощения. 

«В публикации ВВT Russia, подготовленной по горячим следам „черного вторника“, обвального падения рубля по отношению к доллару и евро 16 декабря 2014 года, владельцы и генеральные директора ведущих российских TMC выразили мнение о необходимости перехода к радикальным мерам — в частности, отказу от кредитования клиентов и ужесточению системы платежей, — комментирует Елизавета Панфилова, издатель Buying Business Travel Russia. — А на круглом столе, организованным нашим изданием в начале февраля 2015 года, ведущими игроками рынка была высказана инициатива консолидированно отказаться от обслуживания клиентов с постоплатой, но рынку так и не удалось ее реализовать. Проблема с постоплатой — до сих пор одна из наиболее болезненных для агентств, так как после кризиса 2014 года банки настороженно относятся к кредитованию компаний тревел-отрасли, запасы собственных средств есть далеко не у всех, а платежные решения, которые позволяли бы заменить постоплату расчетами по lodge-картам c централизованной оплатой, „распространяются“ в отрасли довольно медленно».

Не менее острым вопросом для обсуждения игроки и отраслевые СМИ называют «нулевые сборы» — практически все опрошенные руководители TMC отмечают, что он до сих пор является существенным.

«Это большая проблема рынка, и мы стараемся в таких тендерах не участвовать. Качество работы агентства — это не только цена, — говорит Елена Немцова, управляющий директор Unifest. — Доход агентства состоит из сборов, которые платят клиенты, и комиссии поставщиков. Заявляя на тендере нулевые сервисные сборы, агентство, с учетом комиссий всех поставщиков, получает меньше своей себестоимости. Минимальная цифра для крупных клиентов, закупающих у ТМС полный спектр услуг, — 250-300 рублей. Если сборы ниже этой планки, встает вопрос о том, каким образом агентство покрывает свои затраты».


«Компании не умеют считать свою реальную себестоимость, либо они подкреплены коррупционными схемами с заказчиками, что влияет на весь рынок бизнес-тревел и вынуждает все больше понижать и так небольшие сервисные сборы», — считает Вадим Зеленский, генеральный директор Zelenski Corporate Travel Solutions. 

Это в первую очередь проблема офлайн-агентств, у которых себестоимость ручной выписки билета не менее 200 рублей, со своей стороны рассуждает Максим Яремко, сооснователь сервиса онлайн-бронирования командировок Smartway. «В современных онлайн-системах такой проблемы нет. Например, у нас нулевые сборы даже при использовании постоплатной схемы, при этом мы берем абонентскую плату, которая не является существенной для клиентов, но позволяет нам зарабатывать», — делится с авторами исследования эксперт.

В настоящее время, говорится в отчете, практически все крупнейшие компании сумели восстановить докризисные показатели и активно растут в последние несколько лет — с наибольшими трудностями сталкиваются компании с оборотом менее 1 млрд руб. При заложенных темпах роста в 2021 году доля десяти крупнейших игроков должна будет вырасти до 23,8 % (с текущих 15,4 %).

Инвестиции бизнес-тревел агентств в IT

Объем инвестиций крупнейших бизнес-тревел агентств в IT в 2019 году превысил 280 млн руб. Причем существенная часть денежных средств приходится на OBT, хотя игроки развивают и другие решения. 

Cредний показатель инвестиций TMC в технологии за последние два года вырос более, чем на 10 млн руб.

В 2018 году в агентствах, участвовавших в исследовании, работали свыше 450 штатных IT-специалистов, а в 2019-м их количество выросло до 500 человек. Интересно, что инвестиции TMC в IT на сегодняшний день куда масштабнее, чем инвестиции в обучение персонала, обращают внимание аналитики. 

«Несколько лет назад мы поставили перед собой стратегическую задачу по цифровой трансформации бизнеса. Наша цель — минимизировать количество ручных рутинных операций и на стороне агентства, и на стороне клиента, повысить качество сервиса и уменьшить время доставки сервиса до клиента, — рассказывает Юлия Липатова, генеральный директор „Аэроклуба“. — Один из ключевых проектов последних лет — роботизация. Его цель — сохранять необходимые темпы роста оборота компании в 25-30 % в год без привлечения новых сотрудников. По итогам 2018 года было полностью роботизировано 42 % рутинных операций. План — 75 %». 

Самый крупный игрок

Рейтинг ведущих игроков рынка по обороту приводится в исследовании в нескольких вариантах — с учетом и без учета субагентов (у некоторых TMC субагентский оборот существенно превышает собственный), а также с отдельным выделением сегмента «корпоративный тревел-менеджмент», поскольку ряд компаний имеют существенную долю оборота, получаемую от других видов бизнеса. 

Наибольшие показатели по обороту в корпоративном сегменте без учета субагентов среди участников исследования оказались у компании «Аэроклуб», оборот которой по итогам 2019 года должен превысить 20,3 млрд руб. (+2,9 млрд руб. — ожидаемый прирост). В тройку наиболее крупных игроков по обороту за 2018 год в корпоративном сегменте также вошли «ГЦБиТ» и «Випсервис» с 14,5 и 10,8 млрд руб. соответственно. Четвертое место — у Continent Express с оборотом около 9,5 млрд руб. На пятом — ATH American Express, оборот которого вырастет в 2019 году на 500 млн руб. до 6,8 млрд руб. Агентство рассчитывает на ускорение роста оборота из-за слияния с HRG Russia.

Весьма любопытен рейтинг TMC по рыночной доле частных клиентов: 

Эти бизнес-тревел агентства консолидируют около 46 % рынка негосударственных деловых поездок

Эти бизнес-тревел агентства консолидируют около 46 % рынка негосударственных деловых поездок, при этом на десятку крупнейших TMC приходится 42,6 % рынка.

В списке лидирующих отраслей клиентского бизнеса — «энергетика и промышленность», «медицина и фармацевтика», «информационные технологии и телекоммуникации». На них приходится суммарно около 44 % всего оборота рынка бизнес-тревел услуг. Далее идут «строительство и недвижимость», «розничная торговля», «производство продуктов питания и FMCG» и «оптовая торговля».

Ключевой критерий выбора TMC

Кроме того, в рамках исследования был произведен опрос тревел-менеджеров свыше 100 российских компаний на предмет использования услуг бизнес-тревел агентств. Участие в анкетировании приняли организации с количеством сотрудников от 500 человек и годовой выручкой от 3 млрд руб.

К услугам TMC прибегают 80,4 %, ранее пользовались, но потом отказались — 8 %, и обходятся без них 11,6 % компаний. Более половины работают с нынешним агентством на протяжении двух-трех лет, и лишь 9 % сменили обслуживающее агентство в прошедшем году и работают с новым.

«Деловой туризм — относительно молодой рынок, и многие компании в принципе не понимают, зачем им работать с агентством, — комментирует Андрей Зубков, директор Starliner. — Хотя кейсы наших клиентов доказывают, что организациям, сотрудники которых часто отправляются в командировки, не обойтись без поставщика бизнес-тревел услуг. Низкий уровень тревел-компетенций — проблема нашего бизнеса».


Ключевым критерием выбора поставщика стал размер сбора за услуги — более 4/5 компаний в первую очередь обращают внимание на этот параметр. Второй и третий параметры — «ассортимент услуг» и «наличие OBT», которые выбрали более 40% клиентов. Четвертым важнейшим фактором, упомянутым тревел-менеджерами, стал показатель оперативности обработки запросов. Здесь же развернутая управленческая отчетность, рейтинг агентства, отсрочка платежа, работа 24/7, репутация на рынке и другие критерии. 

Доминирование ценового фактора в ответах компаний подтверждает гипотезы опрошенных экспертов о том, что критерием выбора фактически становится размер сбора, а не стоимость самих услуг, их качество или удобство использования инструментов и соблюдение требований, что приводит к победам на тендерах агентств с нулевыми сборами и дальнейшими махинациями со стоимостью услуг. 

Вдобавок, представителям компаний-клиентов был задан открытый вопрос о трудностях, возникающих при работе с TMC. Получились следующие группы ответов: сложности с возвратом/ обменом билетов; ошибки агентов, в том числе при предоставлении информации (например, дезинформация по визовым вопросам со стороны агентства, ошибки в личных данных пассажиров и датах поездки); проблема более высокой стоимости билетов, предлагаемых агентствами по сравнению с сайтами-агрегаторами, тем же Booking.com и др.; длительное время ожидания ответа.

РБК: «Мы побили рекорд по длительности подготовки исследования»

Представленный аналитической группой РБК отчет — первый реализованный подход к комплексному анализу российского рынка делового туризма. В рамках исследования, которое продолжалось с мая по ноябрь 2019 года, было разослано более 100 анкет, произведено 20 личных встреч и совершено более 200 звонков, опрошено 112 компаний-клиентов TMC.

«Первый обзор на новом рынке — это всегда трудно, доверие игроков нужно заслужить, но тут мы во многом побили рекорд по длительности подготовки исследования и количеству приложенных сил, — поделился Максим Боровиков, руководитель проекта. — Во-первых, возникли трудности коммуникации, в том числе из-за нежелания рядовых сотрудников проявлять инициативу и рассказывать руководству о поступивших предложениях. Мешала закрытость рынка: увы, полностью публичных компаний нет, игроки не доверяют друг другу. Как следствие — малое количество данных. Поэтому работа Buying Business Travel Russia очень важна — мы признательны, что вы ведете работу над сайтом и концентрируете все новости и аналитику в одном месте».

К сожалению, из-за того, что не все откликнулись или где-то эксперты не смогли дойти до лиц, принимающих решения, ряд компаний не попали в рейтинг — например, KMP Group, City Travel (Millennium), «Альянс Авиа» и довольно много других, претендующих на участие в топ-15. 

«Мы будем совершенствовать подходы к анализу бизнес-тревел рынка, — заверил Максим Боровиков. — В следующий раз рассчитываем на больший охват агентств, уже есть предварительная договоренность с Corteos и BizOnTrip о том, что они поделятся агрегированными данными. Наша узнаваемость на рынке существенно выросла — это также позволит улучшить качество итоговых данных и рейтингов». 

Вы можете скачать полную версию обзора и задать все интересующие вас вопросы, касающиеся исследования, напрямую. Для этого необходимо написать на электронную почту mborovikov@rbc.ru.

Подготовила Марина Осипова

Источник: Buying business travel Russia

Июнь 2020
ПнВтСрЧтПтСубВс
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01
02
03
04
05
выбрать даты публикаций