Многие встречи останутся в онлайне навсегда и всем еще долго будет не до праздников — прогнозы индустрии делового туризма и MICE

29.04.2020

Многие встречи останутся в онлайне навсегда и всем еще долго будет не до праздников — прогнозы индустрии делового туризма и MICE

Кризис, вызванный пандемией коронавируса, продолжается. Когда будут сняты ограничения, пока неизвестно, какой срок потребуется индустрии бизнес-тревел и MICE на восстановление — тоже. Остается только гадать и просчитывать ходы на случай разных сценариев развития ситуации. Buying Business Travel Russia попросили представителей отрасли — агентств и корпоративных клиентов — поделиться своими прогнозами и ответить на три вопроса о возможном будущем делового туризма и MICE в России.


Как думаете, когда закончится кризис индустрии делового туризма, связанный с распространением коронавируса? 


Юлия Липатова, генеральный директор агентства делового туризма «Аэроклуб»: 
— Думаю, что последствия кризиса индустрия делового туризма будет ощущать на себе минимум год. Во-первых, не сразу восстановится авиасообщение, особенно международное, за счет чего мы еще долго не получим 30-40 % бизнеса. Вводить ограничения на ряд международных направлений на первом этапе могут и сами компании из-за повышенных мер безопасности. Во-вторых, кризис коснулся абсолютно всех отраслей экономики, а это значит, что нашим клиентам тоже потребуется восстановление, чтобы вернуться к прежним объемам деловых поездок. Ну и, наконец, сдерживать быстрый рост отрасли будет психологический фактор — людям нужно время, чтобы преодолеть страхи и вернуться к прежней жизни.

Станислав Костяшкин, CEO и основатель группы компаний Continent Express:
— Для полноценного восстановления отрасли делового туризма потребуется от 6 до 18 месяцев. Безусловно, сначала все поездки будут более точечными и целенаправленными, но они будут. Скорее всего, сценарий восстановления бизнес-тревел будет следующим: во втором квартале средняя загруженность ТМС составит 10 %, в третьем 30 %, а в четвертом квартале и начале 2021 года — примерно 50-70 %.
MICE восстановится чуть позже. Но уже сейчас у нас много подтвержденных проектов, перенесенных с этой весны-лета на осень-зиму 2020-2021, есть и новые запросы на мероприятия разного формата (включая крупные цикловые конференции).

Юлия Хохлова, ведущий менеджер по электронному документообороту MC-Bauchemie: 
— Было бы здорово, если бы ситуация начала выравниваться к лету и кризис максимально миновал уже осенью. Специфика нашего бизнеса предполагает большое количество поездок по стране, и для нас важно, чтобы авиакомпании и отели сохранили свои мощности в полном объеме.

Иван Самошин, генеральный директор Travelmart: 
— Сейчас сложно делать прогнозы. Многое, на мой взгляд, зависит от позиции российских и иностранных властей. Если возобладает здравый смысл и границы скоро начнут открываться, то можно будет ждать возобновления деловой активности и, соответственно, поездок. Пока же запросов практически нет. 

Андрей Зинковецкий, генеральный директор «Аэроклуб Тур»: 
— Окончания кризиса, связанного с коронавирусом, я бы ожидал не ранее июля — августа: скорее всего, в это время будут запущены многие отрасли экономики, появится возможность снова работать из офиса. Однако оживление MICE-индустрии я прогнозирую с некоторым отставанием от остальных рынков — клиентам потребуется дополнительное время для реальной готовности делать мероприятия в общественных местах. Соответственно, восстановление отрасли состоится только в сентябре.
Каким будет формат первых посткризисных мероприятий, мы сможем понять на примере Европы, которая начнет выходить из эпидемии раньше России. Скорее всего, сначала это будут круглые столы с небольшим числом участников. Только к концу года мы сможем говорить о крупных форматах. 
Запросы на MICE-проекты с датой и в июне, и в сентябре мы получаем уже сейчас, но реалистичность их проведения вызывает большие вопросы. 

Андрей Воронин, CEO ATH American Express GBT: 
— Хотелось бы ответить, что кризис в отрасли закончится сразу после снятия карантина, но, увы, вряд ли. Некоторые наши клиенты действительно находятся на низком старте и готовы отправляться в путь при первой же возможности, другие вынуждены оценивать, какое еще время они смогут обходиться без командировок в угоду восстановления прочих процессов.
Первыми, очевидно, стартуют поездки внутри России. До кризиса объем внутренних бронирований в нашей компании составлял порядка 80 % от общего числа заявок, поэтому мы рассчитываем, что это даст нам хороший импульс на первом этапе восстановления. Что касается мероприятий, то у нас уже сейчас есть ряд заявок на конец лета и на осень. Готовимся.

Ксения Пучкова, руководитель административного отдела, департамент управления инфраструктурой Softline: 
— Мы ожидаем ослабления карантинных мер в регионах уже к середине мая. При этом уже сейчас видим возрастающую активность рынка. Генерация новых командировок не стоит на месте, мы откладываем поездки в «недолгий ящик» и держим руку на пульсе.
А вот планирование неотложных поездок стало похоже на квест, к общей проработке добавилась необходимость учитывать правила нахождения, передвижения и размещения в городах. 

Валерия Жукова, ведущий специалист «СТС Медиа»: 
— Сейчас никто ничего не планирует, так как нет точных сроков окончания пандемии. Многие кинорынки, в которых заинтересованы наши сотрудники, проводят форумы в онлайн-режиме. Пока нас это устраивает. 

Екатерина Саморукова, руководитель отдела корпоративных поездок Amway:
— Сложно спрогнозировать конкретные сроки, так как пандемия в России еще не достигла пика. По нашим ощущениям, выезжать в командировки начнем не ранее августа. Планировать очень сложно. Многие мероприятия пришлось перенести на осень.
Думаю, что во многих компаниях аналогичная ситуация. Поэтому после кризиса могут быть проблемы с бронированием площадок ввиду большего спроса.

Вячеслав Луговых, исполнительный директор IBC Corporate Travel:
— Первые попытки вернуться к рабочим поездкам будут предприняты в середине июня текущего года, осенью отрасль в части бизнес-тревел «отыграет» 20 % потерь. Далее загадывать бессмысленно.

Татьяна Парахина, начальник отдела организации деловых поездок ПАО Банк «ФК Открытие»: 
— Кризис затронул весь мир, и у каждой страны, каждой индустрии свой путь восстановления. Выход из кризиса будет постепенным. Сначала откроются внутренние направления, ближе к концу года — международные. Первыми полетят/поедут представители тех отраслей, бизнес и продажи в которых очень сильно зависят от командировок.
Опасность данной ситуации заключается еще и в том, что сроки возобновления деловых поездок в прежнем объеме крайне размыты. По самым оптимистичным прогнозам, индустрия начнет постепенно наращивать обороты не ранее осени 2020 года, а полное восстановление ожидается только к зиме. Но есть и менее жизнерадостный сценарий: в СМИ активно обсуждается вопрос второй, осенней волны коронавирусной инфекции.
Изменения, ожидаемые на рынке делового туризма после выхода из кризиса:
  • изменение условий оплат BSP (централизованные платежи во все авиакомпании, за исключением некоторых локальных перевозчиков), ТКП (платежи в локальные авиакомпании);
  • пересмотр условий кредитования в туризме;
  • перераспределение и постепенное восполнение внутренних ресурсов TMC.

Вадим Зеленский, CEO и основатель ZCTS:
— Кризис окончится нескоро. Я подозреваю, что только года через полтора-два мы вернемся к тому уровню, который был до пандемии. 
Объем оставшихся запросов на деловые поездки я бы оценил как 5%-10 % от того, к которому мы привыкли в мирное время. Есть запросы на мероприятия, но все они внутри России. 

Наталья Младенцева, специалист по закупкам кластера Россия и Центральная Азия компании Imperial Tobacco Sales&Marketing:
  — Полагаю, что кризис индустрии делового туризма закончится тогда, когда возобновит свою деловую активность корпоративный сегмент, от которого бизнес-тревел находится, как все уже поняли, в полной зависимости. Когда это случится, сказать не могу, но самый оптимистичный сценарий — осень 2020. 
Планов на новые деловые поездки после кризиса пока нет, и никто даже не ведет о них речи. Прогнозы можно делать только тогда, когда мы выйдем из режима вынужденной изоляции.

Оксана Чумак, руководитель административного дивизиона ООО «МЕТРО Кэш энд Керри»:
— Сейчас почти все работают «по текущей погоде», то есть в соответствии с тем, как развивается ситуация с пандемией, и строго соблюдают все мероприятия, направленные на устранение ее последствий. Мы не являемся исключением. Деловые поездки сведены к абсолютному минимуму. Они возможны только в случае возникновения ситуации, которая будет угрожать нашему бизнесу.


Как считаете, спрос на организацию деловых поездок и мероприятий после пандемии вырастет или снизится? Почему?


Юлия Хохлова, MC-Bauchemie: Мне кажется, что сначала будет серьезный спад, особенно в организации мероприятий, компаниям необходимо экономически выровняться. А далее все вернется на тот же уровень при условии достаточных финансовых возможностей.

Иван Самошин, Travelmart: Думаю, что спрос, скорее, снизится, потому что клиенты будут экономить. Бюджеты на MICE точно уменьшатся. Часть встреч сейчас переходит в онлайн, и, да, кто-то, очевидно, продолжит использовать этот формат и после карантина. Потребуются годы, чтобы все вернулось к прежним объемам. 

Андрей Воронин, ATH American Express GBT: По оценкам ряда консультантов «Большой четверки», возврат к докризисным объемам в бизнес-тревел произойдет не ранее, чем через год посале повсеместной отмены карантина. Какая-то часть встреч на первом этапе останется в онлайн-режиме с целью экономии. Вместе с тем люди сильно изголодались по живому общению, поэтому повсеместного отказа от командировок и уж тем более от мероприятий мы не ждем. 

Ксения Пучкова, Softline: Бизнес-тревел и MICE переживает уже не первый кризис, и каждый раз бизнес пробует найти новые методы оптимизации. Практика многих лет доказала, что поддержание личного контакта не только важная часть бизнеса, но и особенность менталитета. 

Юлия Липатова, агентство делового туризма «Аэроклуб»: Я абсолютно не верю в то, что люди убедятся «в силе онлайн-встреч» и перестанут летать. Напротив, после выхода из кризиса большинство из нас будет использовать для этого любую возможность. Ведь ценность личного контакта с коллегами, переговоров лицом к лицу с клиентами и поставщиками не заменят никакие технологии дистанционного общения.

Валерия Жукова, «СТС Медиа»: Я считаю, что спрос на деловые поездки окончательно восстановится только к середине 2021 года. Сотрудники просто будут бояться выезжать, а переход в онлайн-режим для кого-то станет вполне комфортным. MICE пострадать не должен, но спрос возобновится тоже не ранее 2021-го.
Екатерина Саморукова,Amway : Все индивидуально, в зависимости от компании, целей, подхода и финансовой ситуации внутри. В нашей компании, уверена, период с августа по декабрь 2020 будет очень востребован для организации мероприятий и деловых поездок. Ввиду упущенного времени нам необходимо будет налаживать ситуацию.

Вячеслав Луговых, IBC Corporate Travel: Деловая активность в части командировок начнет наращиваться уже через два месяца, ведь нужно компенсировать потери. MICE же не вернет в обозримом будущем более 50 % прежних объемов. На это окажут влияние перераспределение приоритетов и понимание, что онлайн — это реальный инструмент экономии.

Татьяна Парахина, ПАО Банк «ФК Открытие»: Спрос однозначно повысится. Во-первых, сейчас существует так называемый «отложенный спрос». Понятно, что определенная часть вопросов в связи с обстоятельствами решается в онлайне. Но есть продажи, которые нужно развивать, есть планы компаний по расширению присутствия на рынке и развитию бизнеса. В этом случае деловые поездки — существенная часть стратегии.
Я думаю, все тревел-менеджеры за это время успели соскучиться по личному общению. Все-таки наш бизнес построен на личных встречах. И, несмотря на все онлайн-фичи, мы скучаем. Мы все в этом бизнесе привыкли много путешествовать. А сейчас, по сути, нам крылья подрезали...

Елена Кучигина, начальник службы документационного и административно-хозяйственного обеспечения группы «НефтеТрансСервис»: Нам брошен серьезный вызов, на преодоление которого потребуется, возможно, не один год. После снятия ограничительных мер спрос на деловые поездки будет восстанавливаться. Встречи в онлайне помогают нам продолжать работу даже в условиях самоизоляции, но встречи в реальном мире дают зачастую лучшие результаты переговоров.

Вадим Зеленский, ZCTS: Спрос на организацию деловых поездок не восстановится на протяжении как минимум полугода, и это связано с тем, что компании, которые сейчас вынуждены за свой счет выплачивать сотрудникам зарплаты, потеряют существенную часть накоплений. Я думаю, MICE пострадает в меньшей степени, чем ивенты. Всем еще долго будет не до праздников. Развлекательные мероприятия возобновятся не раньше, чем через год, да и то с сокращенными бюджетами. 
Какое-то количество мероприятий перетечет в онлайн. Если раньше их было примерно 3 % от всех, то после того, как все привыкли к Zoom и Skype, их количество увеличится до 10-15 %. Это большой рост, но все же эффективность онлайн-мероприятий ограничена. Поэтому, как только национальные правительства разрешат проведение офлайн-мероприятий, они возобновятся. Возможно, с сокращенными бюджетами, но с тем же количеством участников.

Наталья Захарова, руководитель MICE отдела FCM Travel Solutions: После изоляции восстановление рабочего процесса и внутренних коммуникаций в коллективах будет одной из основных задач. Поэтому в первую очередь спрос появится на небольшие и средние внутренние мероприятия на территории РФ. На втором этапе будут возвращаться клиентские мероприятия, но их формат и масштаб будет другим. Первые зарубежные проекты мы ожидаем не раньше 2021 года. 

Наталья Дорошенко, КАМ FCM Travel Solutions: Взрывного всплеска отложенного спроса я не ожидаю, потому что в Москве и регионах пик пандемии произойдет в разное время. Даже когда в столице будут ослаблены карантинные меры, они будут усилены в крупных регионах. 

Станислав Костяшкин, Continent Express: Спрос на встречи и конференции в итоге вернется на прежний уровень и продолжит свой поступательный рост. Бизнес не может физически существовать и развиваться без мобильности персонала, без деловых поездок он умрет.
Видеоконференции не заменят командировки и мероприятия. Это прекрасная возможность, дополняющая и расширяющая каналы общения. Синергия деловых поездок и видеоконференций очень похожа на модель синергии OBT и работы офлайн. Создается новая бизнес-модель, которая дополняет и расширяет предыдущую.

Оксана Чумак, ООО «МЕТРО Кэш энд Керри»: Следует ожидать всплеска запросов на деловые поездки и мероприятия. По крайней мере, внутри каждого бизнеса или отдельно взятой компании. Тоска по живому общению, путешествиям, конечно, должна найти выход. Но говорить о том, что все эти запросы будут сразу удовлетворены, я бы не стала. Это будет вопрос разумного подхода к заботе о сотрудниках, к расходованию бюджета и так далее. 
Я думаю, что так называемое время «после кризиса» наступит не сразу, ограничения и запреты будут снимать постепенно. Сначала компании будут совершать деловые поездки только по крайней необходимости. Конечно, многие встречи не просто «уйдут в онлайн», они там останутся навсегда. Сейчас даже у ярых скептиков и противников данного формата есть масса возможностей убедиться в его плюсах и приспособиться к новым условиям. Привычка уже формируется.

Наталья Младенцева, Imperial Tobacco Sales&Marketing: Я общаюсь со многими участниками рынка, и большинство сходится в одном: онлайн — вынужденная мера в данных условиях, инструмент, способный решить определенную бизнес-задачу, но заменить офлайн и деловые поездки он не сможет. 
Я уже неоднократно подчеркивала, что свои немаленькие MICE-бюджеты корпорации тратят для поддержания такого важного показателя как вовлеченность персонала. Поверьте, никакой онлайн не справится с этим. 
Каждый кризис индустрии MICE и делового туризма пророчат закат, но это динамичный бизнес, способный к возрождению подобно птице Феникс. Он первый страдает, но и первый набирает обороты. 


Что после пандемии изменится в тревел-политиках и в отношениях между участниками индустрии?


Андрей Зинковецкий, «Аэроклуб Тур»: После кризиса изменится и индустрия — с точки зрения как коммерческих условий, так и состава участников. Большинство компаний больше не смогут работать на условиях постоплаты и будут выходить к заказчику для обсуждения новых финансовых условий. Какие-то игроки, вероятно, уйдут с рынка, невидимая рука которого будет управлять как поставщиками, так и заказчиками.

Андрей Воронин, ATH American Express GBT: Все зависит от того, как поведут себя регуляторы в отношении требований к аэропортам, вокзалам, авиаперевозчикам и так далее. Если будут введены, например, обязательные меры предпосадочной медицинской экспресс-диагностики пассажиров, это скажется на стоимости перевозки. Медицинская маска и санитайзер для рук наверняка попадут в список обязательных предметов для каждого делового туриста на уровне тревел-политики.

Вячеслав Луговых, IBC Corporate Travel: Не думаю, что duty of care будет жестче, а вот количество попыток пересмотра действующих контрактных условий и цен возрастет. Но не это будет представлять реальную угрозу, а недобросовестная конкуренция. Она разрушит отрасль.

Елена Кучигина, группа «НефтеТрансСервис»: В ближайшей перспективе, очевидно, стоимость командировки изменится в меньшую сторону за счет выбора более бюджетных вариантов перелетов и проживания. При этом сохранится тренд на увеличение числа мер по обеспечению безопасности и здоровья командированных.

Вадим Зеленский, ZCTS: Я думаю, что вирусная история однозначно отразится на тревел-политиках, и мы увидим это в первую очередь в отношении правил проведения мероприятий. Возможно, это будут рекомендации не собираться больше 50 человек, носить маски, соблюдать дистанцию. Как минимум год такие рекомендации могут быть в силе. 

Наталья Младенцева, Imperial Tobacco Sales&Marketing: Не думаю, что будут серьезные изменения, не вижу для этого предпосылок.

Оксана Климова, Юлия Островская, КАМы FCM Travel Solutions: Увеличение тарифов в будущем очень ожидаемо и не только в связи с изменением курса рубля. Очевидно, что авиакомпаниям и отелям необходимо будет покрыть издержки. Может быть ужесточение корпоративных договоренностей, снижение скидок, отказ от включения в договор самых низких тарифов. Ожидаем, что начнется активное перетягивание одеяла на себя — авиакомпании и отели будут предлагать более выгодные тарифы напрямую, уходить из GDS в свои системы.

Станислав Костяшкин, Continent Express: Безусловно, тревел-политики в плане duty of care изменятся, как и цены на авиаперелеты и проживание в гостиницах. Вполне возможно, что первой тарифной реакцией истощавших, изголодавшихся авиакомпаний и отелей будет резкое понижение тарифа для генерирования хотя бы какого-то трафика. Но потом цены обязательно вырастут! В тарифы будут заложены новые расходы, например на поддержание социального дистанцирования и соблюдение дополнительных санитарных норм. 
Ну и компенсацию триллионных потерь никто не отменял.

Оксана Чумак, ООО «МЕТРО Кэш энд Керри»: Тревел-политики будут меняться постепенно. Это будет зависеть и от пересмотренных бюджетов на данный вид расходов, и от желания работодателей ответственно подойти к командированию сотрудников. Изменится вся индустрия.
Кто знает, может быть скоро в авиакомпаниях нормой будет раздача на борту не питания, а индивидуальных гигиенических наборов с дезинфицирующим гелем и маской... А самолет или вагон поезда в обязательном порядке будет проходить дезинфекцию перед посадкой новых пассажиров.

Источник: BuyingBusinessTravel Russia


Август 2020
ПнВтСрЧтПтСубВс
27
28
29
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
01
02
03
04
05
06
выбрать даты публикаций