Пилюля от кризиса

25.11.2020

Пилюля от кризиса

«Человечество сможет победить заразу, найдется пилюля, все ее съедят, перестанут шарахаться друг от друга и снова поедут в аэропорты, побегут на самолеты, полетят на конференции», — так председатель Российской ассоциации бизнес-туризма (АБТ) Вадим Зеленский открыл International Business Travel Forum & MICE Geography Show 2020. Эти слова определили курс всего мероприятия: участники и посетители искали ту самую «пилюлю», которая спасет индустрию бизнес-тревел и MICE. И практически нашли.

Презентации, панельные дискуссии и выставка International Business Travel Forum & MICE Geography Show впервые прошли в гибридном формате: 17 ноября в офлайне и онлайне одновременно, 18 ноября — только виртуально, на платформе Beams. 

Очная часть мероприятия состоялась в отеле Marriott Moscow Novy Arbat и собрала 180 посетителей. В одном зале руководили агентств делового туризма, гостиничных сетей, авиакомпаний, турофисов стран и регионов обсуждали «лекарство от кризиса», «антитела» и «профилактические меры» с корпоративными покупателями. В другом проходил воркшоп, на котором поставщики договаривались с покупателями о будущем сотрудничестве.

Санитайзеры, спиртовые салфетки, дистанционная рассадка в конференц-зале — все было в соответствии с сегодняшней реальностью. Но участники и делегаты то и дело собирались в мини-группах, сдвигали стулья, наливали друг другу кофе, улыбались сквозь маски, глазами, радуясь, что они, наконец, встретились вживую. А те, кто оставался по ту сторону экрана, заряжались этой энергией, как витаминами.

«Хотя закрытые границы не дают возможности говорить о поездках в режиме реального времени, мы верим, что рано или поздно ситуация наладится, поэтому так важно именно сейчас напомнить о себе, поддержать контакт с партнерами, рассказать, как развивается отрасль бизнес-тревел в Польше», — поделился представитель Польской туристической организации и участник воркшопа Игорь Чуканов.


Елки и ручки 

Во время своего выступления на панельной дискуссии в Marriott председатель совета директоров агентства делового туризма «Аэроклуб» Денис Матюхин сказал:
«Сейчас представителям отрасли бизнес-тревел нужно разнообразить свою деятельность. Мы, например, запустили платформу EXPENSE для автоматизированного учета общехозяйственных расходов компаний. Этот проект не имеет никакого отношения к путешествиям. Можно посчитать затраты хоть на мусорное ведро, хоть на елку».

Диверсификация — одна из «пилюль», с точки зрения участников форума. Причем это лекарство широкого спектра. Так, в компании OneTwoTrip, которая раньше ориентировалась на сегмент B2C, еще несколько лет назад создали сервис для деловых путешественников OneTwoTrip for Business. «Теперь, если проседает один сегмент, другой помогает выжить», — заметил руководитель проекта Никита Булгаков. А во многих крупных фирмах тревел-менеджеры, помимо организации командировок, теперь закупают мебель и канцтовары. 

Отельеры тоже подхватили тренд. Во-первых, стали ориентироваться на другого клиента. По словам директора по продажам гостиничной сети Accor в России и СНГ Антона Коронелли, некоторые в период первой волны пандемии размещали врачей. Кроме того, компания Accor заняла 25% ниши апарт-отелей в мире. «Мы создали специальный сайт для корпоративных клиентов, где можно забронировать 60 тысяч апартаментов и вилл», — уточнила Юлия Назаренко, заместитель директора по глобальным продажам Accor в Северной Европе, России, Грузии, Украине и СНГ. 

Во-вторых, гостиницы оказывают новые услуги. Директор отдела продаж и маркетинга московских отелей AZIMUT Ирина Ривкина сообщила, что номера в столичных объектах сети превратились в коворкинг-пространство. Многие отельеры сдают комнаты под временные офисы для тех, кто работает удаленно и не хочет постоянно находиться дома. К тому же на рынке уже в ходу термин «сервисные апартаменты». Такое предложение есть, к примеру, у Intermark Residences и YE’S. Это меблированные и оснащенные бытовой техникой квартиры со спальнями и кухней, которые можно снять на сутки или даже год. В основном, они пользуются спросом у деловых путешественников.
«Половина наших клиентов — командированные. Также 15% составляют частные лица», — рассказала генеральный менеджер Intermark Residences Алина Мамонова.

Командировки во спасение 

Другой «медикамент», предложенный спикерами, подойдет тем, кто непосредственно занимается деловыми турами сотрудников. Это «идеальная командировка», при организации которой компания экономит и повышает прибыль, а командированные остаются довольны.

Кстати, недавнее исследование Travelport показало, что поездки по работе необходимы многим россиянам. В этом признались 69 % респондентов: они собираются в бизнес-тур в 2021 году. Причем 82 % точно обратятся за услугами в тревел-агентство. Только так можно быть уверенным в безопасности.

«Также мы вывели Индекс доверия, который показывает готовность жителей той или иной страны отправиться в путешествие в ближайшее время. Индекс основан на трех показателях: поиск авиабилетов, забронированные билеты и забронированные отели. Россия оказалась на первом месте по степени доверия, обогнав Грецию, Швейцарию, Португалию, Испанию: Индекс равен 45 за период с 26 октября по 1 ноября. При этом стало очевидно, что доверие переходит в корпоративный сектор», — сообщила глава представительства Travelport в России Мария Якушкина.

В «Аэроклубе» провели опрос среди корпоративных клиентов, чтобы выяснить, что такое «идеальная командировка». По словам генерального директора компании Юлии Липатовой, идеал у 60% респондентов — полный онлайн. Весь оргпроцесс должен быть автоматизированным, безопасным и бесшовным, то есть на одной платформе. Начальник управления сопровождения командировок компании «СИБУР» Ирина Ткачева отметила, что для нее «идеальная командировка» — полное оформление сотрудника за 15 минут и составление отчета за пять минут.

«У нас начальник отдела аудита сказал: „Идеальная командировка — когда я вообще не чувствую, что я в командировке“. А идеальный вариант с точки зрения сотрудников судебного отдела — быстро закончить дела и — в музей», — сообщила начальник службы документационного и административно-хозяйственного обеспечения группы «НефтеТрансСервис» Елена Кучигина.

Рецепт «идеальной командировки» от генерального директора «Демлинк Атлас» Ирины Карнауховой — сочетание онлайн- и офлайн-встреч. Также Ирина предложила распределить расходы на постоянные и переменные. К первой группе относятся оплата интернета, услуг тревел-координатора. Ко второй — штрафы за аннуляции броней. 

А по мнению директора по развитию бизнеса «Американ Экспресс Банк» Александра Сафонова, экономия — реальная возможность почти каждой компании. Не стоит перекладывать финансовую ответственность на поставщиков бизнес-тревел услуг, требовать от них кредитов, лучше так выстроить процесс, чтобы сотрудники не тратили оплачиваемое рабочее время на бронирование билетов для деловой поездки.

«А вообще, оптимизация бюджета по-английски — saving. Но ведь это слово имеет и другое значение — „спасение“. Сейчас мы как раз пытаемся спастись», — заключила руководитель направления по организации деловых поездок ГК «Ланит» Елизавета Григорьева. 

Без помады и с часами

«Посмотрите на этого человека. Маска висит на одном ухе. На столе — вязальные спицы. За спиной — яркий свет. А та девушка на фото? Яркий мейкап, украшения, которые хочется рассматривать. Или вон тот мужчина с мускулами и женщина с декольте. Все это — отвлекающие визуальные факторы», — объяснил психолог и бизнес-коуч Марат Гафуров, показывая залу слайды. 
Марат рассказал, как эффективно выступить на онлайн-мероприятиях, которые в наши дни стали своего рода «микстурой» для большинства компаний. Чтобы зрители сосредоточились на конференции или презентации, спикеру желательно сесть у кафельной или монотонной стены, одеться в неброский костюм. Нужно устранить отвлекающие аудиальные факторы — побочные шумы: тарахтение стиральной машинки, крики детей, перфоратор соседа. Еще один важный фактор — когнитивный. Когда спикер говорит слишком быстро или, напротив, медленно, уходит от заявленной темы, слушателям трудно его воспринимать. Выход — заранее составить план речи, потренироваться, а во время эфира задавать аудитории вопросы, привлекающие внимание.
«Прослушав выступление Марата, я побежала смывать помаду», — пошутила Юлия Ботух, event-менеджер TRINET WebFacultet, подключившаяся к форуму в онлайне.

Юлия выделила девять факторов хорошего онлайн-мероприятия. Среди прочих — оценка технической подкованности аудитории (в зависимости от этого можно выбрать уровень сложности платформы), динамичность эфира, красивое оформление, качественный интернет, налаженные каналы связи со всеми участниками, план «Б» на случай сбоев.
«Мы как-то сняли студию для онлайн-эфира, порадовались, как там красиво. И не обратили внимания, что она без окон. В итоге ведущая перегрелась от лампы, и ей стало плохо. Будьте внимательны при выборе помещения», — предупредила Юлия. 

Дискуссия продолжилась на следующий день: участники обсудили, как вообще наладить работу сотрудников в онлайне, на удаленке. По словам HR-директора OneTwoTrip Марины Малашенко, очевидные преимущества — не надо тратить время и деньги на дорогу, работники могут выспаться, в любой момент устроить перерыв. Но побочных эффектов, к сожалению, больше. Во-первых, в офисе было обустроено рабочее место (кофеварка, мебель, компьютер), а дома все это приходится организовывать самому и за свой счет. Во-вторых, многим не хватает общения с коллегами, а новым сотрудникам тяжело вливаться в команду. В-третьих, трудоголики перерабатывают. Наконец, домашние дела отвлекают. 

Административный директор Lafarge Holcim Марина Кречетникова заметила, что выстроить работу на дому помогут виртуальные встречи руководителей с персоналом. А основатель компании по подбору и развитию руководителей Support Partners Константин Борисов считает, что семья — та же команда, и с домочадцами можно договориться о «неприкосновенности» в определенные часы.
«И еще мой совет — не работайте в пижаме. Это путь в никуда. Я, к примеру, надеваю на руку еще и часы — якорь рабочего пространства», — отметил Константин.

Кстати, этот спикер провел в онлайне презентацию о том, как строить карьеру после COVID-19. Рекомендуем посмотреть запись на платформе Beams. 
  

MICE отечественной сборки 

В отдельном блоке участники форума поговорили о «лечении» индустрии MICE. Главный рецепт — переключение на российские регионы. На мероприятии присутствовали представители Крыма, Красной Поляны и Тюменской области. Каждый из них уверил, что регион готов к MICE, особенно если не сравнивать его с заграницей. «Я часто слышу что-то вроде „Почему в Сочи не так, как в Турции?“. Потому, что это уникальное место. У нас можно в одну поездку покататься на лыжах в горах и искупаться в море», — сообщила начальник управления продаж Красной Поляны Анастасия Молочкова. 

Спикеры сошлись во мнении, что мы плохо знаем нашу страну.
«К нам в Тюмень приезжают и спрашивают: „Где у вас нефтяные вышки?“. А их нет. Зато есть около 100 отелей, в том числе брендовые, хорошие дороги, рестораны с сибирской кухней, памятники русского купечества. Недавно у нас открыли термальные источники с температурой +38 градусов», — рассказала директор Агентства туризма и продвижения Тюменской области Мария Трофимова.

Следующий этап — MICE в доступных странах, например в ОАЭ. «Пока из Москвы только два еженедельных вылета в Дубай, надеюсь, будет больше. От Дубая до Рас-эль-Хаймы всего 45 минут езды. Мы можем предложить два прекрасных конференц-центра и площадки для инсентива. В частности, это жемчужная ферма и банкетные залы в горах», — поделился исполнительный директор Департамента по развитию туризма эмирата Рас-эль-Хайма Иад Расбей. 

Участники форума признались, что ждут открытия границ. «Пусть лучше мы окажется перед непростым выбором: Ярославль или Париж», — подытожили представители индустрии встреч. 

Покупаем брюки 

Когда закончилась деловая программа в Marriott Moscow Novy Arbat, делегаты не спешили расходиться. И дело было не только в том, что сотрудники Accor разыгрывали ваучеры в московские отели, организаторы разливали игристое от компании Luding под арии артистов Мариинского театра от Международного культурного центра им. С.П. Дягилева и угощали катарскими финиками и кофе с кардамоном.
«Офлайн несравним с онлайном. Здесь к нам подходят люди, мы общаемся, у нас сразу же рождаются новые идеи, проекты», — поделилась участница воркшопа, владелица Международного культурного центра им. С.П. Дягилева Наталия Ториашвили.

Увы, прогнозы неутешительны. Как рассказала врач Координационного центра International SOS в Москве Мария Доронкина, сезонность не влияет на коронавирус, он приживается и в жарких, и в холодных странах, у него уже было пять тысяч мутаций, степень заразности высокая, инфицируются люди любого возраста, а у 17 % болезнь протекает бессимптомно. Лекарства пока не изобрели, вакцину тоже. «Сейчас около 80 вакцин находятся на клинических испытаниях. Из них только шесть одобрены для ограниченного применения. Это означает, что такие вакцины не годятся для широких групп населения. Третий квартал 2021 года — самый ранний срок запуска вакцины для всех», — отметила доктор. Шанс есть у трех вакцин: немецкой Pfizer, американской Moderna и российской Gamaleya. 
Тем не менее почти все, кто посетил очную часть форума, надеются, что офлайн-мероприятий в ближайшее время будет больше, чем виртуальных.

«Онлайн-платформы — это хорошо, но командировки и живые встречи они не заменят», — высказал точку зрения Денис Матюхин.

Как заметил один из спикеров, пусть в новом году нам понадобятся не только рубашки, которые видны на экране компьютера, но и брюки.

Записи всех выступлений здесь.

Источник: BBT Russia

Сентябрь 2021
ПнВтСрЧтПтСубВс
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01
02
03
выбрать даты публикаций