В личном контакте

03.06.2021

В личном контакте

Падение отрасли делового туризма России из-за «ковидных» ограничений в 2020 году обнажило ряд фундаментальных проблем. Одной из главных является отсутствие профильного законодательства для отрасли. При этом мультипликативный эффект индустрии позволяет каждый рубль, инвестированный в отрасль, обращать в 5–7 рублей дохода в сопряженные сегменты целого ряда других отраслей экономики.

Опираясь на данные Всемирной туристской организации UNWTO, вице-президент российско-нидерландского фонда «Содружество», эксперт в MICE-индустрии Рина Вейнис говорит, что предварительные оценки спада уровня международных туристических потоков в прошлом году показывают от 1 до 3%, по сравнению с ожидаемым спрогнозированным в январе 2020 года ростом от 3 до 4%. Эти данные при переводе их в финансовую плоскость дают потерю в $30–50 млрд международной туристической отрасли, отмечает госпожа Вейнис. По оценке экспертов, доля делового туризма в мире составляет 20% от общего числа туристического потока, в России — 40% по оценке Ростуризма и 70% по мнению экспертов.

Согласно статистике Росавиации от февраля 2021 года, пассажиропоток всех российских аэропортов в 2020 году снизился на 46%, при этом международные перевозки сократились на 76,2%, а внутренние — на 23,1%.

По данным генерального директора агентства делового туризма «Аэроклуб» Юлии Липатовой, за 2020 год объемы авиабилетов за рубеж, приобретенных деловыми путешественниками, сократились на 84%, а по России — на 60%. При этом длительность командировок выросла с шести до девяти дней, таким образом, спад спроса у деловых путешественников на отели в России составил 50%. Падение числа бронирований в обеих столицах оказалось сильнее среднероссийского: в отелях Москвы в 2020 году оно достигло 64%, а в петербургских гостиницах — 60%.

«MICE-индустрия, связанная непосредственно с коммуникациями людей, столкнувшись с пандемией коронавируса, оказалась одной из наиболее уязвимых, так как на проведение выставок, конгрессов и деловых поездок влияют одновременно сразу все ограничения, связанные с закрытием границ, перевозками, запретом на проведение массовых мероприятий,— поясняет первый заместитель генерального директора АО «Экспоцентр» Сергей Селиванов.— Согласно исследованию Выставочного научно-исследовательского центра R&C, доля отмененных и перенесенных на 2021 год мероприятий составила около 37% по итогам года. Несмотря на сложности, 47% мероприятий состоялось в сроки, однако с меньшим количеством участников от обычного уровня. В основном они пришлись на третий и четвертый кварталы 2020 года». Конгрессно-выставочные мероприятия генерируют около 3,2 трлн рублей, или 3% ВВП России, по данным исследования Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) и международного аудитора выставок компании ООО «РуссКомАй-Ти Системс».

Рожденные летать не летать не могут

Есть сферы, где удаленный формат работы невозможен, поэтому сокращение деловых поездок в разных отраслях не было однородным, обращают внимание эксперты. Продолжали отправлять своих сотрудников в деловые поездки лишь те компании, которые не могли остановить рабочий процесс, например, добывающая и обрабатывающая промышленность. По наблюдению руководителя онлайн-сервиса по организации командировок «Авиасейлс для бизнеса» Ивана Бойцова, пандемия не повлияла на частоту командировок в строительном и инженерном секторах, реже стали летать люди, занятые в фармацевтике, оптовой торговле и сырьевой отрасли. Самое большое падение объема деловых поездок произошло у IT- и финтех-компаний, а также в сферах образования и услуг, где число командировок сократилось на 85–90%.

«Один из индикатором, за которым мы следим,— перемещения иностранных работников. Так, в последнее время увеличилось количество граждан Турции, прилетающих в Россию по рабочим визам. Кроме того, на ситуацию в деловом туризме влияет сезонность. Например, весной девелоперы размораживают свои проекты — строительные работы идут активнее. Мы ожидаем рост командировок у бизнесов, связанных с этим сектором»,— рисует общую картину эксперт.

Большая часть поездок так или иначе связана с производственной сферой, со строительством, продовольственным ритейлом и пищевой промышленностью, отмечает руководитель сервиса для организации командировок One TwoTrip for Business Никита Булгаков. По его словам, независимо от сферы деятельности ездили и продолжают ездить в бизнес-поездки представители малого бизнеса: например, ритейлеры инвестируют в открытие новых торговых точек, и любое такое событие сопровождается не только выделением на него бюджета, но и отправлением сотрудников на место.

Неоднозначный онлайн

Впрочем, специфика отрасли позволяет некоторым рынкам практически избегать «издержек» пандемии. «Мы работаем в достаточно узком сегменте производства лифтов и эскалаторов, поэтому хорошо понимаем и знаем игроков рынка, и нам не всегда нужны деловые мероприятия, чтобы установить контакт, представить новые технологии или заключить сделку»,— говорит генеральный директор компании «KONE Россия» Кеннет Линдгрен. А в FinHelp столкнулись с тем, что в онлайн-формате сложнее проводить установочные встречи, на которых происходят продажи проектов. Такие встречи с большей конверсией идут обычно при личном присутствии. «С другой стороны, с клиентами в целом стало работать проще. Если раньше собственники бизнесов довольно тяжело шли на онлайн-контакт, предпочитая для любых вопросов личные встречи, то после массовой удаленки работа через Zoom стала вполне приемлемой, и это очень упростило и ускорило процесс работы с клиентами, в том числе открыло гораздо более широкие возможности для работы с региональными бизнесами»,— рассказывает генеральный директор FinHelp Павел Вешаев.

Управляющий директор консультационной группы «ТИМ» Виктор Миронов считает, что деловые поездки для многих были важным элементом переключения с рабочей рутины и своеобразным отдыхом. «Живое общение во многом заряжает энергией, в отличие от электронного, главным минусом которого многие признают эмоциональное истощение. Свое место может занять формат бизнес-миссий, который раньше зачастую был прикрытием обычного туризма за корпоративный счет. Именно такой формат, совмещающий физическое перемещение, живое общение, деловые цели и отдых за счет смены формы деятельности, может помочь вытянуть отрасль из стагнации»,— полагает он.

Сегмент вне закона

Однако основная сложность регулирования отрасли делового туризма заключается в том, что она не выделена в отдельную сферу, и в России нет специализированного отдельного органа, который бы отвечал за нее. За все виды туризма отвечает Ростуризм, который сегодня подчиняется напрямую премьер-министру Денису Чернышенко, возглавляющему туристический блок в кабинете министров. Вся индустрия бизнес-туризма регулируется локальными нормативно-правовыми актами субъектов и Роспотребнадзором (с рекомендациями ВОЗ) на федеральном уровне.

«В соответствии с российским законодательством, командировки относятся к обычному туризму,— сетует Юлия Липатова.— Таким образом, деловой туризм регулируется 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности", принятым еще в 1990-е годы, и в принципе не идет в ногу со временем, в частности, не учитывает специфики организации деловых поездок. Для того чтобы дать возможность рынку делового туризма выжить в такие непростые времена и быть услышанными государством, организованы локальные ассоциации. Например, САД (Союз агентств делового туризма) объединил ведущих игроков рынка, которые направляют свои усилия на отстройку делового туризма от туроператорской деятельности и разработку регламентов, которые позволят рынку эффективно работать и развиваться».
По ее словам, к агентствам делового туризма применяются такие же стандарты, как к крупному чартерному оператору, который занимается «пакетным» туризмом, хотя они находятся с ними в совершенно разных условиях. «В 2019 году размер российского рынка организации деловых поездок оценивался в 650 млрд рублей, а ведущие игроки этого рынка существуют уже более 25 лет, являясь крупными работодателями и налогоплательщиками, внося существенный вклад в развитие делового климата и российской экономики. Но для государства — на уровне законодательства — они просто не существуют как отдельная категория. В том числе, из-за несовершенной системы ОКВЭД многие компании не смогли получить поддержку государства, так как они работают не по туристическому ОКВЭД 79, а по ОКВЭД 5223, отвечающему за продажу авиационных билетов»,— комментирует госпожа Липатова.

Генеральный директор агентства делового туризма Continent Express Станислав Костяшкин говорит, что отсутствие идентификации отрасли на законодательном уровне создает ряд сложностей и регуляторных формальностей, которые не относятся к деловому туризму, например, страхование туристов, обязательство находиться в Реестре туроператоров и другие. По его мнению, это логично в секторе частных путешествий, но неуместно в сегменте делового туризма.

Правовой базис

По данным Всемирной туристской организации UNWTO, России принадлежит менее 1% мирового рынка делового туризма. В 2018 году Россия занимала 42-е место в рейтинге Всемирной ассоциации организаторов конгрессов. «Именно такие низкие показатели подтолкнули правительство к утверждению стратегии развития туризма, в том числе делового,— говорит заведующий бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов.— Это одно из приоритетных направлений развития туристической отрасли России, о чем прямо сказано в распоряжении правительства РФ от 05.05.2018 № 872-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 — 2025 годы)»" и распоряжении правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года". В нем также сказано, что к деловому туризму относятся конференции, форумы, конгрессы, ротируемые мероприятия зарубежных ассоциаций, деловые поездки, выставки, встречи разного уровня».

Помимо этого, юрист обращает внимание на то, что закрытие границ показало, что в России абсолютно не развит внутренний туризм и кроме Краснодарского края и Крыма люди никуда не ездят. Все это повлекло необходимость пересмотра полномочий Ростуризма, и 5 июня 2020 года президент России подписал указ № 372 "О совершенствовании государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности"».

22 марта 2021 года приказом Росстандарта № 381 при участии Торгово-промышленной палаты России образован технический комитет по стандартизации «Туризм и сопутствующие услуги», который занимается формированием программы разработки национальных стандартов в этой сфере. «Границы с некоторыми странами до сих пор закрыты, и в соответствии с распоряжением правительства России (от 16.03.2020 № 635-р "О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений") на территорию России могут въехать лишь определенные категории иностранных специалистов. Палата инициировала внесение изменений в распоряжение для возможности участия иностранных компаний в выставках на территории России»,— говорит господин Селиванов.

Прямая связь

По оценке международных экспертов, мультипликативный эффект индустрии может достигать соотношения 1:7. «Это значит, что каждый рубль, вложенный в эту отрасль, приносит 5–7 рублей дохода в сопряженные с ней сегменты других отраслей экономики: туризм, транспорт, гостеприимство, общественное питание, культура, торговля и другие сферы»,— поясняет господин Селиванов. Госпожа Липатова замечает, что инвестиции в российский деловой туризм в 2020 году были близки к нулю. При этом на зарубежных рынках поддерживающие инвестиции, которые позволили агентствам делового туризма выйти из кризиса, имели место.

Показатель активности бизнес-тревела — один из ярчайших маркеров национальной экономики. «Низкая активность деловых путешественников — крайне безрадостный признак как для бизнеса, так и для экономики страны в целом. Именно поэтому есть четкое понимание: страны и компании, которые первыми возобновят командировки — первыми восстановятся после пандемии. Как только в России стал восстанавливаться бизнес-тревел (в июне 2020 года), сразу замедлилось падение ВВП. Пример других стран: бизнес-тревел в США в прошлом году составил –73% от уровня 2019 года, в Австралии –90%, в Китае же всего лишь –28%. Тревел "драйвит" экономику, одновременно являясь и ее следствием, и показателем. Если бизнесмены перестанут путешествовать, мировой ВВП сократится на 13,7%. Это составляет около $11 трлн, что почти равно всей экономике Китая»,— заключает господин Костяшкин.

Источник: Коммерсантъ


Июнь 2021
ПнВтСрЧтПтСубВс
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
01
02
03
04
выбрать даты публикаций