В жесткой конферентной борьбе

26.03.2021

В жесткой конферентной борьбе

Постепенная вакцинация населения и отмена ограничений привели к оживлению российского рынке деловых мероприятий: их организаторы фиксируют рост числа конференций и форумов. Это уже заставило бизнес практически отказаться от онлайн-встреч. Полному восстановлению сегмента мешают снижение компаниями на 30–50% маркетинговых бюджетов и закрытые границы.

Объем проведенных MICE-мероприятий (деловых форумов и конференций) в марте 2021 года увеличился в два раза относительно февраля и на 13% год к году, свидетельствуют данные агентства «Аэроклуб Тур». Относительно докризисного 2019 года восстановление рынка по итогам марта 2021 года оценивается в 70%.

Гендиректор «Аэроклуб Тур» Андрей Зинковецкий связывает это со снятием ограничений, программой вакцинации и возвращением бизнеса к офисной работе.

Между тем в первом квартале этого года выручка операторов деловых мероприятий сократилась в два раза по сравнению с тем же периодом 2020 года и на 44% по сравнению с 2019 годом.

Участники гостиничного рынка пока дают более осторожные оценки. Партнер Cushman & Wakefield Марина Смирнова подтверждает постепенное восстановление MICE-спроса, но предупреждает, что пока речь идет только о 15% от докризисного уровня. О постепенном оживлении, по словам эксперта, свидетельствует также решение о проведении экономического форума в Петербурге.

Президент Cosmos Hotel Group Александр Швейн тоже говорит о плавном восстановлении интереса: «Но на осень спрос уже высокий, так как многие надеются, что к этому времени в Москве могут снять большинство пандемических ограничений». Директор договорного департамента «Крокус Экспо» Петр Тутарашвили добавляет, что в сегменте выставок падение спроса составляет 20–60% к докризисным значениям и зависит от отрасли. Так, например, в электротехнике спад серьезный, а агрохолдинг и застройщики пострадали меньше.

Кроме того, по словам госпожи Смирновой, мероприятия часто носят камерный формат: под них снимают не только залы, но и номера.

Этот тезис подтверждают и расчеты «Аэроклуб Тур», согласно которым в первом квартале года в 65% MICE-мероприятий участвовало не более 25 человек, в 25% — не более 150, в 10% — более 150. Аналитики добавляют, что многие подходящие для проведения мероприятий площадки подняли цены.

Но основатель Ivashkevich Hospitality Станислав Ивашкевич говорит, что цены сейчас на 10–20% ниже докризисного уровня. Руководитель эвент-агентства Republic Free Юрий Мирошников отмечает увеличение числа тендеров, которые предполагают рост числа мероприятий в апреле—мае. Негативным трендом эксперт называет снижение на 30–50% бюджетов на них.
Но восстановление офлайн-активности уже привело к снижению интереса бизнеса к деловым мероприятиям в онлайн- и гибридном форматах: в первом квартале они сформировали всего 5% от общего числа, свидетельствуют данные «Аэроклуб Тур».

До сентября—октября 2020 года на долю таких мероприятий приходилось до 30%, а после постепенно снижалось. Господин Зинковецкий сомневается, что в итоге доля онлайн- и гибридного формата будет превышать 2–3%.

О том, что пандемия так и не убедила российский бизнес в эффективности онлайн-встреч, говорит и Марина Смирнова. «Онлайн-форматы часто давали сбои и воспринимались все же как субститут»,— добавляет она.

Андрей Зинковецкий отмечает, что резкий скачок активности бизнеса в вопросе офлайн-мероприятий в марте во многом объясняется эффектом отложенного спроса: до июня интерес будет оставаться высоким, а после на рынке произойдет традиционный сезонный спад. Осенью, по его прогнозам, объем мероприятий будет находиться на уровне 65–75% от докризисного, но о полном восстановлении речь пока не идет. Дело в том, что до пандемии 25–30% мероприятий проходили за рубежом, часто в странах ЕС, в то время как сейчас 99% сконцентрированы в России и редкие корпоративные выезды проводятся только в Турцию и ОАЭ. Восстановления рынка на этом фоне в «Аэроклуб Тур» ждут не раньше 2022 года.

Петр Тутарашвили настроен пессимистичнее: по его прогнозам, выйти на докризисный уровень индустрия сможет только в 2023 году.

Источник: Коммерсантъ

Август 2021
ПнВтСрЧтПтСубВс
26
27
28
29
30
31
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
01
02
03
04
05
выбрать даты публикаций