Ведущие отечественные MICE-эксперты рассказали о сложном положении отрасли

19.10.2020

Ведущие отечественные MICE-эксперты рассказали о сложном положении отрасли

Портал Business Travel побеседовал с ведущими экспертами сферы делового туризма, чтобы узнать, насколько  эта отрасль пострадала от коронавирусного кризиса и ждать ли в ближайшем будущем возвращения бизнес-тревел в прежних объемах.


Алексей Крылов, генеральный директор турхолдинга UTS Group

- Эксперты отрасли бизнес-тревел считают, что нынешние объемы рынка делового туризма России составляют лишь  от 5 до 10% от прошлогодних. Ситуация вырисовывается, можно сказать, катастрофическая. Такого падения и остановки на такой длительный срок еще никогда не было. Конечно, у нас были какие-то локальные кризисы, но то, что сейчас происходит – происходит глобально.
Но я из тех, кто позитивно и реально смотрит в будущее, ведь надежда умирает последней. Рынок не будет прежним, сократится количество игроков. Думаю, что через 6–9 месяцев их будет на 30% меньше, объемы упадут на 50%.
Сохранившиеся объемы как-то перераспределятся на компании, которые уже подрезали свои издержки. Нужно также помнить, что у нас очень гибкий рынок и на оставшуюся его часть будут покушаться или уже покушаются, кроме прямых соперников, агрегаторы, IT-компании – перечислять соперников можно бесконечно, даже банки не остались в стороне.
Деловой туризм не вернется осенью 2021 года. Наш деловой туризм – это перевозка плюс гостиница. По самым оптимистичным прогнозам IATA потребуется 3–4 года, чтобы вернуться к объемам 2019 года. Дело в том, что авиаотрасли был нанесен ощутимый удар, и мы трансформировались под нынешние условия.
Сейчас, чтобы провести встречу, достаточно воспользоваться Zoom, не нужно куда-то лететь или ехать. Мы поняли, что физическое присутствие совсем не обязательно для построения деловых отношений, работать можно и без личных встреч.
В итоге мы выходим на 40–50% объемов по России, по зарубежке – на 5–10%, но к прежним показателям делового туризма мы не вернемся.
Все, у кого есть ресурсы, очень пристально следят за тем, куда можно зайти с низкими стартовыми позициями, они будут пытаться отобрать «наш кусок» рынка. Также нужно учитывать, что 70% рынка бизнес-трэвел – это госструктуры или компании с госучастием. Роль государства в нашей экономике растет. Но государство не будет работать с частным бизнесом, его выбор падет на круг «доверенных лиц».
Сегодня у всех «вымыт» собственный ресурс, поэтому, вероятно, будут создаваться коалиции и объединения, чтобы легче пережить трудные времена.


Юлия Липатова, генеральный директор агентства делового туризма "Аэроклуб":

- К сожалению, индустрия бизнес-тревел пострадала значительнее «массового» туристического рынка, который стал возвращаться к объемам прошлого года уже в мае. Причем особенно сложным стало медленное восстановление и отсутствие понимания, когда компании смогут вернуться к нормальному режиму работы без опасений за здоровье сотрудников.
Так, в апреле рынок был практически полностью парализован, продолжали летать в командировки лишь сотрудники добывающих отраслей, работающих вахтовым методом. Оборот агентства в этом месяце составил 1% от объема прошлого года.
Тем не менее, после прохождения пика пандемии рынок стал неуклонно расти – к июню оборот вырос до 11%, а в июле составил 23%. К августу-сентябрю мы вышли на треть объемов прошлого года.
Рост, безусловно, имеет место, но возникают опасения относительно его динамики в свете второй волны пандемии.
У нас не вызывает сомнений восстановление отрасли – бизнес не может обойтись без личных встреч и мероприятий, люди хотят и будут общаться в офлайне, и никакие технологии не смогут заменить живое взаимодействие.


Павел Васин, генеральный директор компании BTM:

- Положение дел не самое радужное. Наша индустрия первой ощутила пагубное влияние коронакризиса, так как стали отменятся деловые поездки. Полагаю, что и выйдем из кризиса мы последними.
У нас нет отложенного спроса, если мероприятие или поездка отменились, то все. Туроператоры и авиакомпании пока что могут не возвращать деньги туристам за несостоявшиеся из-за вируса поездки, у агентств делового туризма таких льгот нет.
Конечно, на состояние компании в это непростое время влияет пул ее клиентов.
Те, кто зависел от иностранных клиентов – попали в более тяжелую ситуацию, чем те, кто работал по России. На сентябрь 2020 года агентства делового туризма заявили о возврате объемов до 50, а некоторые до 70%.
На фоне пандемии многие туркомпании получили поддержку от государства, правда, стоит сказать, что это коснулось только малых и средних предприятий.
Сейчас агентства делового туризма хотят объединятся, чтобы совместно решать те или иные сложности. С этой целью был создан Союз агентств делового туризма,
Но стоит учитывать то, что коронавирус и ускорил некоторые процессы на рынке, например все поняли преимущество онлайн-переговоров и встреч.
Резюмируя скажу, что бизнес-тревел, как производная от туризма, никуда не денется, однако будет трансформироваться в большую автоматизацию и онлайн-сферу.


Источник: Business Travel


Декабрь 2020
ПнВтСрЧтПтСубВс
30
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
01
02
03
выбрать даты публикаций